Эволюция защитных вставок в мотоэкипировке.

 

 

Какая бывает защита в мотоэкипировке? Абсолютно все, кто ее уже используют, или же только готовятся к приобретению, безусловно, знают, что в мотокуртках, мотоштанах и даже мотоджинсах применяются защитные вставки, призванные обеспечить безопасность при падениях. Однако о том, что за материалы и какие технологии используются для предохранения наших конечностей от травм, а главное — как именно они работают, задумываются немногие.

Некоторые до сих пор уверены, что нет ничего лучше и безопаснее громоздких, жестких пластиковых щитков, сдобренных изнутри поролоном. Но, увы, это совсем не так. Безусловно, пластик до сих пор активно применяется во внедорожных дисциплинах, где высок риск проникающих повреждений, но для городской мотоэкипировки уже давно разработаны новые, удобные, комфортные и умные материалы.

Первыми на смену защитным вставкам с пластиковым внешним слоем пришли каучуковые (проще говоря, из резины средней плотности) или около каучуковые материалы. Длительный рассказ о них мы, пожалуй, опустим, ибо они быстро сменились другими. Причиной стало то, что их ударопоглощающие свойства были близки к пластиковым щиткам, только вот от проникающих ранений они спасали сильно хуже.

Ударопоглощающие материалы

Вслед за ними появился чудо-продукт — материал D3O, который вывел поглощение энергии удара на новый уровень.

Спасибо за изобретение технологии необходимо сказать сноубордисту Ричарду Палмеру, который был озабочен поиском каких-либо материалов, способных в совокупности и хорошо защищать, и быть комфортными для спортсменов, выступающих в зимних дисциплинах.

Палмер обратил внимание на уникальные по тем временам свойства жидких субстанций, плотность которых напрямую зависела от скорости их течения. Проще говоря, их плотность менялась в зависимости от энергии, которую они вырабатывают или получают.

Путем длительных исследований и неудачных экспериментов Ричард смог превратить нестабильный гелеобразный материал в упругую пену, не теряющую свою форму. Материал получил название D3O и был запатентован в 2002 году. D3O состоит из длинного списка полимеров, физические свойства которых вам вряд ли будут интересны, поэтому перейдем сразу к сути.

Физические свойства, преимущества и недостатки D3O:

Главное преимущество материала D3O — его гибкость, которая дарит комфорт всем, кто его использует. Материал получил достаточно широкое применение, он используется далеко не только в мотоиндустрии. Зимние и летние виды агрессивного спорта, спец. службы, медицина и так далее…

Суть в том, что все, что сделано из него имеет мягкую и гибкую структуру, но это продолжается ровно до тех пор, пока D3O не подвергнется агрессивному физическому воздействию. В этом случае его молекулы начинают вести себя особым образом, делая материал твердым, попутно поглощая и распределяя энергию по небольшой площади вокруг точки прямого воздействия. Иными словами — D3O попросту гасит энергию удара, намного эффективнее указанных выше материалов.

Но как обычно, дьявол кроется в деталях… Как мы помним, Ричард Палмер — профессиональный сноубордист, а это значит, что его тело, как и тела других спортсменов, выделяет избыточное количество тепла, ибо они всегда испытывают предельные нагрузки, и тогда — с D3O все хорошо.

Но если температура материала снизится и не будет в должной степени подпитываться теплом тела, что вполне возможно в длительных мотопутешествиях и даже в межсезонье, материал попросту потеряет свои основные свойства и станет менее эластичным, что повлияет как на комфорт, так и на безопасность.

Ну а если его температура будет околоминусовой, он становится твердым и хрупким, и может попросту треснуть или сломаться пополам даже от незначительного внешнего воздействия. В этом случае, к сожалению, про ударопоглощение не может быть и речи…

Тем не менее, материал D3O до сих пор широко применяется в мотоэкипировке и является одним из передовых материалов для нее. Так же хочется отметить, что вокруг D3O появилась масса материалов с похожей структурой, например, вискоэластик. Вискоэластик имеет более пористую структуру, за счет чего он менее компактный. При этом он схож по свойствам и безопасности, но более дешевый в производстве, чем D3O. Это делает его намного более распространенным в недорогой мотоэкипировке.

Сертификаты безопасности CE-level 1 и CE-Level 2

Кроме того, нельзя забывать, что все защитные вставки должны соответствовать европейским сертификатам безопасности, либо EN1621-1:2012 CE-Level 2, либо EN1621-3:2016 CE-Level 1. Разница – в количестве поглощаемой энергии.

Если конкретнее, то CE-Level 1 — это стандартный уровень защиты, предназначенный исключительно для использования в повседневной езде на мотоцикле, а именно в городских условиях.

Максимальная сила удара, которую сможет поглотить защита с индексом Level 1, не должна превышать единичного воздействия в 24 килоньютона (кН), а усредненное значение по всей плоскости не должно превышать 18 килоньютонов (кН).

Что касается стандарта CE-level 2, то здесь речь идет об использовании мотоэкипировки в условиях повышенного риска. Соответственно, это либо мотоспорт, либо длительные мотопутешествия, где риск получения серьезных травм сильно выше, нежели в городе.

Таким образом, стандарт EN1621-1:2012 CE-Level 2 обеспечивает ровно в два раза лучшую защиту: cила удара не должна превышать единичного воздействия в 48 килоньютона (кН), а усредненное значение по всей плоскости не должно превышать 36 килоньютонов (кН).

Технологии ударопоглощающих материалов не стоят на месте

Было бы странно полагать, что в век высоких технологий, в котором мы с вами живем, почти за два десятилетия изготовления защитных вставок ничего не произошло. Все верно, ученые не стоят на месте, пытаясь угодить все более требовательному потребителю.

Естественно, разработкой новых материалов в первую очередь озабочены киты индустрии мотоэкипировки, и именно они всегда первыми вводят новые разработки в наш с вами мир.

Речь о тонких защитных вставках, которые не только соответствуют тем же жестким сертификатам безопасности, но и не сковывают движений, занимают сильно меньше места, отлично вентилируются и лишены недостатков вышеуказанных продуктов, таких как жесткость и чувствительность к температурным режимам.

Сразу хочется отметить, что подобные защитные вставки уже давно есть в арсенале всех именитых и уважающих себя производителей (Dainese, Alpinestars, Rev`it, Spidi и т.д.), только вот далеко не все модели, укомплектованные ими доступны на нашем рынке.

Именно по-этому в качестве примера мы будем использовать защитные вставки, разработанных голландской компанией Ревит, ибо что называется — есть доступ к телу.

Защитные вставки SEESMART

Итак, начнем по порядку, а именно от меньшего к большему. Защитные вставки, получившие название SEESMART, полностью отвечают сертификату безопасности EN1621-3:2016 CE-Level 1. То есть они предназначены исключительно для использования в городской среде и, соответственно, устанавливаются только в городскую мотоэкипировку.

Основная их особенность – они ультра тонкие и очень гибкие, из-за чего вообще не сковывают движений, отлично вентилируются, не доставляя дискомфорта в жаркую погоду и, что самое важное, гасят энергию удара, соответствуя вышеуказанным требованиям.

Таких показателей удалось добиться не только благодаря их сотовой структуре, увеличивающей площадь рассеивания получаемой энергии, но и новому материалу SEEFLEX2925. Чудо полимер, способный не просто поглощать и рассеивать, но и трансформировать кинетическую энергию от полученного воздействия в тепловую.

Данный факт, подтвержденный многочисленными тестами и многолетними испытаниями, лишает SEEFLEX2925 недостатка в виде боязни низких температур. К слову говоря, температурный тест — это отдельные испытания, которые в обязательном порядке проходят все защитные вставки.

Тест подразумевает под собой стандартные испытания, в ходе которых защитный элемент размещается на жестком подиуме, чем-то схожем с наковальней, после чего он получает удар пятикилограммовой гирей, запущенной в свободное падение с высоты в 1 метр, только в данном случае тест проходит при температуре “+40°С” и “-10°С” соответственно.

Что бы тест считался успешным, пропущенная через защитный элемент энергия не должна превышать значений, указанных в вышеупомянутых сертификатах безопасности.

Защитные вставки SEESFLEX

Что касается защитных вставок SEEFLEX, которые используются исключительно в экипировке для специального применения, а именно мотоспорта и мототуризма, где риск получения травм значительно выше, то они проходят ровно те же тесты. Только вот количество энергии, которое будет поглощено и рассеяно обязано быть в два раза выше, чтобы обеспечить должную безопасность и соответствовать CE Level-2.

Естественно, чудес не бывает и за все надо платить. В данном случае комфортом. Но и здесь технологи хорошо потрудились, ведь во вставках SEEFLEX используется ровно тот же материал, что и в тонких SEESMART, и они так же обладают очень хорошей вентилируемостью.

Так что жертва комфорту принесена лишь в виде увеличения объема и веса самих защитных вставок, ну и, конечно, цены самой экипировки, в которой они используются. Кроме того, в 2015 году, а именно тогда SEEFLEX была представлена миру, защита получила престижную премию Red Dot Awards в категории “Best of the Best” и по сей день остается лучшей в мире как по защитным свойствам, так и по дизайну.

P.S.

Учитывая все выше сказанное, можно смело утверждать, что мотозащита, как и все в нашей жизни, подвержена эволюции. Безусловно, за лучшие технологии приходится платить больше, но важно понимать, за что конкретно вы платите, и что от этого получаете. На сегодняшний день мы все привыкли платить за комфорт, что и делаем регулярно. Таким образом, выбирая мотозащиту, во главе угла должен стоять не кошелек, а то, какую степень защиты вы хотите получить и насколько комфортной она будет в использовании.

Безусловно, поверить в какие-то там технологии, благодаря которым вставка толщиной в 3-4 мм способна погасить ровно такое же количество энергии, как и массивный щиток — сложно. Сложно поверить, что мотоэкипировка в 21-ом веке может быть комфортной, сложно поверить, что можно передавать терабайты данных без проводов, да и вообще в наше время сложно поверить во многое, но это происходит, это здесь и это работает! Новые технологии, будь то умный дом или умная защита, можно и нужно использовать уже сейчас.